Наши рынки
КЛЮЧЕВЫЕ РЫНКИ ГРУППЫ МТС
МТС ТЕЛЕКОМ
По итогам 2020 года количество абонентов мобильной связи МТС в России составило 78,5 млн, что составляет около 31% рынка и обеспечивает лидерство как по численности базы, так и по доходам от мобильного бизнеса.
Численность абонентов операторов, входящих в Группу МТС, составляет: в Республике Армения (ЗАО «МТС Армения») — 2,15 млн, в Республике Беларусь (СООО «Мобильные ТелеСистемы» не консолидируется в финансовую отчетность Группы МТС) — 5,68 млн, или 59 и 47% рынка соответственно.
МТС входит в топ-5 интернет-провайдеров России и занимает около 11% российского рынка проводного широкополосного доступ в интернет (ШПД) по абонентам в сегменте частных лиц и около 10% в бизнес-сегменте согласно рейтингу «ТМТ Консалтинг». На массовом рынке фиксированной телефонной связи МТС занимает второе место после ПАО «Ростелеком» с рыночной долей около 18% по абонентской базе.
МТС РИТЕЙЛ
МТС — крупнейшая непродовольственная розничная сеть в России. По итогам 2020 года количество салонов МТС составило 5,2 тыс.
В рейтинге омниканальностиСайт рейтинга (оценки степени слияния онлайн- и офлайн-каналов продаж) крупнейших розничных ритейлеров глазами покупателя от аналитического агентства DataInsight, shop.mts.ru занял 57-е место, демонстрируя сбалансированное сочетание каналов продаж.
МТС ФИНАНСЫ
- Банковские и финансовые услуги, МТС Банк
- Финансовые сервисы и приложения
Место по России | Место по региону | |
---|---|---|
Активы нетто | 37(+4) | 29(+3) |
Чистая прибыль | 125(—78) | 78(—43) |
Капитал (по форме 123) | 29(+5) | 23(+5) |
Кредитный портфель | 32(+7) | 25(+6) |
Просроченная задолженность в кредитном портфеле | 32(+1) | 24(+1) |
Вклады физических лиц | 29 | 21(+1) |
Вложения в ценные бумаги | 43(—3) | 34(—3) |
ОБЛАЧНЫЕ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
В облачное направление бизнеса МТС входит облачный провайдер #CloudMTS, провайдер «ИТ-ГРАД», платформа 1cloud, ориентированная на малый и средний бизнес, и дата-центр «Авантаж».
МТС предлагает инфраструктурные решения в формате частных, публичных и гибридных облаков, оказывает комплекс консалтинговых и профессиональных услуг, услуги дата-центров и телеком-сервисов
Объем услуг, оказанных МТС по данному направлению, вырос в 2020 году на 35 %. МТС предоставляет бизнес клиентам и государственным заказчикам решения на основе интернета вещей на базе собственных платформ, возможностей крупнейшей в России сети интернета вещей NB-IoT. В портфеле компании — комплексные отраслевые решения для заказчиков из сегментов ЖКХ, недвижимости, транспорта, ритейла, промышленности и др.
Новое направление выделенных Private LTE/5Gready сетей выступает проводником Индустрии 4.0 для корпоративных заказчиков.
BIG DATA
МТС не только активно использует большие данные в совершенствовании бизнес-процессов и работы сети, но и видит перспективы в разработке коммерческих сервисов с новыми качествами и возможностями для клиентов.
Достижения МТС в области работы с данными были отмечены премией в номинации «За повышение эффективности бизнеса», CDO Award 2019, учрежденной издательством «Открытые системы» и ресурсом CIO.ru.
МТС МЕДИА
МТС Медиа — подразделение в рамках Группы МТС, отвечающее за развитие медиаактивов Группы и развлекательных продуктов. Направления деятельности: производство и дистрибуция собственного контента, управление кабельным и спутниковым ТВ, IPTV и приложением «МТС ТВ».
В марте 2020 года МТС и Первый канал сообщили о создании совместного предприятия, в рамках которого компании будут в том числе совместно инвестировать в контент.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Центр искусственного интеллекта МТС действует с 2017 года. Центр дополняет существующие сервисы МТС новыми функциями, основанными на технологиях обработки естественного языка, распознавании голоса и компьютерном зрении, и создает продукты в области клиентского сервиса, медицины, юриспруденции и в других направлениях.
МТС — участник альянса по искусственному интеллекту, который занимается развитием данных технологий в России. Другими участниками альянса являются Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Для разработки решений на базе речевых технологий МТС открыла в 2020 году в инновационном центре «Сколково» Лабораторию искусственного интеллекта. Эксперты создают крупнейшую базу голосовых данных на русском языке. МТС также сотрудничает с Самарским государственным медицинским университетом в области цифрового здравоохранения: на базе созданной в университете лаборатории планируется разрабатывать и тестировать инновационные решения на основе искусственного интеллекта в области медицины.
МТС ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ
МТС Энтертейнмент — подразделение в рамках Группы МТС, созданное для развития проектов в сфере развлечений и управления активами компании в этом сегменте. В периметр управления МТС Энтертейнмент вошли в том числе билетные сервисы «Тикетлэнд» и «Пономиналу», портал и приложение «МТС Афиша», проект MTS Live Arena и другие проекты.
МТС КИБЕРСПОРТОРТ И ГЕЙМИНГ
Согласно исследованию компании PwCMedia Outlook. Медиаиндустрия в 2020–2024 годы., российский рынок видеоигр и киберспорта занимает 11-е место в мире и пятое в Европе по объему. По различным оценкам, в России от 30 млн до 50 млн активных игроков в компьютерные и мобильные игры, а русский входит в тройку самых популярных языков на игровой площадке Steam с долей 11%, уступая только английскому и китайскому.
МТС вышла на рынок киберспорта в 2017 году с приобретением киберспортивной организации Gambit Esports — одного из лидирующих киберспортивных клубов Европы. В 2020 году Gambit был представлен в шести игровых дисциплинах: Fortnite, Counter-Strike: Global Offensive, League of Legends, Dota 2, Apex Legends и Valorant. Команды, входящие в состав Gambit Esports, неоднократно становились чемпионами мира и Европы, а также серебряными и бронзовыми призерами крупнейших международных соревнований.
ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ
Глобальные тренды экономики
В 2020 году в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ограничительных мер мировая экономика сократилась на 3,3%, следует из доклада МВФ «Перспективы развития мировой экономики»МВФ, «Перспективы развития мировой экономики», апрель 2021 года.. Это самое резкое сокращение производства за последние 90 лет. По оценкам экспертов, пандемия сильнее всего ударила по развитым странам. Среди отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, оказались авиаперевозки, гостиничный бизнес и туризм, организация досуга и развлечений, общественное питание и предоставление бытовых услуг.
Перспективы развития мировой экономики характеризуются высокой неопределенностью, связанной в первую очередь с дальнейшим ходом пандемии.
2020 год | 2021 год, прогноз | 2022 год, прогноз | |
---|---|---|---|
Мировой объем производства | —3,3 | 6,0 | 4,4 |
Россия | —3,1 | 3,8 | 3,8 |
Одним из значимых последствий пандемии для информационных технологий стало ускоренное внедрение цифровых решений в самых разных областях. Цифровизация способствует ускоренному переходу в онлайн-среду трудовой деятельности, развлечений, покупок, государственного управления и образования. Эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов и перевод всех госуслуг в электронный вид.
Следующие обозначенные GSMA Intelligence на ближайшие 10 лет ключевые тренды развития мирового телекоммуникационного рынка сохранили актуальность:
- развитие цифровых технологий;
- рост рынка смартфонов за счет развивающихся стран;
- война платформ в развивающихся технологических сегментах (прежде всего это умные устройства, а также VR и AR);
- распространение 5G и рост инноваций;
- лидерство США и Китая по технологическим инновациям.
Ожидается, что с приходом 5G дополнительный ресурс для развития получат сферы, уже использующие технологии больших данных (Big Data), интернета вещей (Internet of Things, IoT), облаков (Clouds) и искусственного интеллекта (Artificial Intelligence). Среди таких отраслей будут и медицина, и производство, и многие другие, в частности, дополненная и виртуальная реальность, возможность потоковой обработки больших массивов данных обеспечат им значительную эффективность и доступность. C помощью сетей нового поколения интернет вещей получит больше возможностей для развития в сложных производственных сферах.
Глобальный тренд на создание экосистем
Крупнейшие компании телекоммуникационной отрасли интенсивно развивают смежные направления деятельности, занимаясь не только предоставлением услуг связи. Расширение продуктовой линейки за счет создания новых сервисов — это необходимость, вызванная наполненностью рынка. Предлагая дополнительные услуги, основанные на передовых разработках, операторы нивелируют стагнацию доходов от основного бизнеса.
Россия: тренды экономики
В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией, операторы связи оказались в экономически более устойчивом положении, чем другие отрасли экономики. Меры по ограничению распространения вируса подчеркнули ценность связи для социального и экономического благополучия. По данным Росстата, объем платных телекоммуникационных услуг населению в 2020 году сократился лишь на 5% в сравнении с 2019 годом и составил 1,4 трлн рублей.
По предварительным данным компании «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2020 году насчитывает 1,73 трлн рублей. Годовая динамика рынка составила —0,7% — это самый низкий показатель за всю современную историю телекоммуникаций: в период предыдущих кризисов рынок сохранял рост за счет того, что его основные сегменты на тот момент еще не достигли насыщения.
К негативной динамике привело снижение темпов роста в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного ТВ. Небольшой рост этих рынков не смог компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов.
Пандемия повлияла на доходы от роуминга, а также на использование дополнительных симкарт. База абонентов мобильной связи сократилась вследствие замедления привлечения новых клиентов из-за закрытия салонов.
В 2020 году первоочередными задачами операторов связи стали поддержка дистанционной работы своих абонентов, обеспечение безопасности данных и доступности информационных ресурсов. Многократно вырос спрос на решения и ИТ-услуги для организации работы в таком формате, организацию облачных хранилищ данных, услуги удаленного мониторинга ИТ-инфраструктуры и оборудования, поддержки пользователей.
Ситуация с пандемией коронавируса обозначила острую необходимость в цифровизации бизнеса, что, в свою очередь, повысило интерес к современным технологиям.
Аналитики компании Strategy Partners отмечают следующие тренды цифровой трансформации российских компаний в 2020–2021 годах.
В отчете GSMA Intelligence «Мобильная экономика в России и СНГ — 2020» представлен прогноз развития отрасли.
Ожидается, что к 2025 году:
- доля 5G-подключений составит пятую часть всех подключений. В основе этого роста лежат инвестиции операторов, более половины которых будут вложены в развертывание новой инфраструктуры сетей 5G;
- численность уникальных абонентов мобильной связи изменится незначительно вследствие высокого уровня проникновения;
- использование смартфонов достигнет 79% из-за доступности и популярности более дешевых телефонов;
- IoT-решения будут играть центральную роль в усилиях по повышению эффективности операционных процессов;
- в России и СНГ к 2025 году будет добавлено почти 330 млн новых подключений к интернету вещей, при этом решения для ЖКХ и недвижимости станут ключевыми областями роста.
Ожидается, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе телекоммуникационный рынок вернется к своей первоначальной траектории роста, российские операторы продолжат проекты развертывания оптоволоконных и 5G-сетей, представятся новые возможности для выявления дополнительных источников дохода.
Конкурентная ситуация
Сегодня на российском рынке мобильной связи работают четыре федеральных оператора:
- ПАО «МТС»;
- ПАО «МегаФон»;
- ПАО «ВымпелКом» (VEON Ltd);
- ООО «Т2 РТК Холдинг» (объединенный оператор ПАО «Ростелеком» и Tele2).
Также на рынке действуют несколько региональных телекоммуникационных компаний и операторов виртуальных сетей (MVNO).
По состоянию на конец 2020 года абонентская база мобильных абонентов (по числу симкарт в сети), по данным компании АС&M Consulting, составляла порядка 252,2 млн абонентов, уровень проникновения мобильной связи — более 170%.
МТС является лидером на рынке как по числу абонентов, так и по доходам мобильной связи.
В части фиксированного бизнеса — услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет — основным конкурентом МТС в России является ПАО «Ростелеком». При этом МТС сохраняет свое лидерство в сегменте B2C в Московском регионе.
На рынке платного ТВ в России МТС входит в тройку лидеров, занимает около 9% рынка, пропуская вперед ПАО «Ростелеком» и «Триколор».